Перепечатка статьи Президента АСПАТ Гумена В.Ф. из газеты КВАНТ (ВНИИТелевидения)
(в рамках развития предложения Патентного поверенного Данилиной Е.А. См. PS/ в рассылке 318 и рассылку 320)
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА НА ОБЪЕКТЫ СОБСТВЕННОСТИ
Для повседневного регулирования правоотношений в обществе государство устанавливает законы, которые в огромном количестве сочиняют законодатели-профессионалы - большие любители этого вида творчества. Декларативно всякий закон исходит из принципа сочетания интересов отдельной личности и общественных интересов в целом. Стимулирование интеллектуального труда творческих работников к созданию общественно-полезных объектов техники и произведений культуры обеспечивают законы, относящиеся к патентному праву и к авторскому праву.
Например, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Патентным законом РФ регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности: изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Упомянутые законы предоставляют авторам или владельцам созданных объектов интеллектуальной собственности исключительное право (монополию) на их использование. Основным требованием к объектам возможных исключительных прав является новизна или, говоря иначе, отсутствие плагиата.
Скажем, изобразил Малевич в 1913 году "Черный квадрат". Дилетанту могло показаться, что новизны в этом изображении нет. Еще древние греки математически описали квадрат. А когда вели речь о площади, ограничиваемой фигурой, то для наглядности затушевывали внутреннюю плоскость.
Тонкость ситуации, сложившейся в 1913 году, состоит в том, что древние греки не писали квадратов маслом и не вставляли их в рамы. Поэтому объект авторского права в XX веке состоялся. Тем более, что авторское право не предъявляет требований к достоинствам произведения. А общественный интерес налицо. Почти 100 лет идет обсуждение: что бы это изображение значило7
А что же с монопольными правами автора получившего возможность извлекать прибыль из своего творения? Беда автора в том, что очереди из желающих приобрести шедевр нe образовалось. Поэтому невостребованными оказались даже две копии, которые были нарисованы на всякий случай. Конечно, автор получал гонорары за репродукции своей картины, но это не те деньги, которые заслуживают внимания.
Прошло время, и срок действия авторского права истёк, что означает переход произведения в общественное достояние. Но это совсем не значит, что у конкретного владельца произведение отбирается и передаётся во владение некоей гипотетической общности. Владелец остаётся владельцем и может торговать собственностью, которая досталась ему по наследству или каким-то другим путём. Причём и цена теперь уже не та, что при жизни автора, оставшегося бессребреником. Статус народного достояния означает, что любое лицо без выплаты авторского вознаграждения может использовать произведение, в том числе и для извлечения прибыли. Например, если появился спрос, можно создать артель по кустарному производству и продаже картины "Чёрный квадрат" в шикарных рамах.
Институт авторского права возник в самом конце XIX века. Основными его объектами тогда были произведения, тиражировавшиеся полиграфическими методами (книги, репродукции). В XX веке круг объектов авторского права существенно изменился в связи с развитием радио, телевидения, звуко- и видеозаписи.
Рынок сбыта произведений, выступающих как товар, принял вселенские масштабы. Сегодня есть уже немало исполнителей, обладающих "золотыми дисками". Каждый такой диск - это миллионные тиражи изделия. Если обладатель авторских прав получает от производителя за каждый экземпляр хотя бы по одному доллару (или даже по одному рублю), то общая сумма уже заслуживает внимания.
В XX веке, правда, и возможности нарушителей авторских прав значительно возросли. Современная техника позволяет сегодня в пределах квартиры организовать полиграфическое производство для выпуска контрафактной (противоправной) продукции. Что уж говорить про кассеты и компакт-диски, если наши умельцы на собственной кухне умудряются почти в промышленных масштабах изготавливать даже взрывчатку.
Пиратам недосуг ждать окончания срока действия авторского права, защита которого возложена законодателем на самого же правообладателя. А планета-то большая. Попробуй-ка уследить за всеми нарушителями. Патентное право, как и авторское право, имеет ограниченный срок действия. Сегодня в России эти сроки следующие: для полезных моделей - 8 лет, для топологий интегральных микросхем -10 лет, для промышленных образцов - 15 лет, для изобретений - 20 лет, для объектов авторского права (куда входят и программы для ЭВМ и базы данных) - на протяжении всей жизни автора и ещё 50 лет после его смерти, для объектов смежных прав - 50 лет после первого исполнения или постановки, для товарных знаков - бессрочно. При этом исключительные права на объекты промышленной собственности поддерживаются периодической уплатой пошлин; для товарных знаков - каждые 10 лет, для изобретений, полезных моделей и промышленных образцов - ежегодно.
Сто лет назад известный российский специалист патентного права А.А.Пеленко пояснял, что "патентное право есть авторское право в области техники". Это так, но у непосвященного сразу же возникает вопрос, почему объекты патентного и авторского права имеют столь различающиеся сроки охраны. Особенно впечатляют "50 лет после смерти автора", хотя понятно, что денежный перевод туда отправить невозможно. Логики в установлении сроков охраны не было и нет. Отчасти их можно объяснить историческими обстоятельствами.
Патентное право возникло в XVIII веке на заре развития капитализма, начавшего теснить феодальные отношения. Монархическая власть в той же Англии поначалу даже не гоняла, что кто-то еще, кроме неё, может иметь в стране исключительные права. Да и ремесленные цехи сразу же невзлюбили изобретателей - разрушителей своего установившегося феодального уклада производства. Так что тяготы изобретательской жизни рождались вместе с введением латентного права.
Петр 1 считал, что в России всё принадлежит исключительно ему, в том числе и его личный изобретатель Нартов с его личными идеями и изобретениями. Екатерина II была такого же мнения. Поэтому в России патентный Закон появился лишь в 1812 году - со скрипом и с непотопляемой по сей день аргументацией: "как во всех цивилизованных странах". Срок исключительных прав патентов на изобретения был установлен таким же, как в 1632 году оторвал его от себя с кровью сердца английский монарх Чарльз I - не более 20 лет. Авторское право формировалось уже во времена демократии. Почему законотворцы-демократы так растянули срок действия авторского права? Возможно, они заботились о потомках гениев культуры, на которых "природа отдыхает". Пусть, мол, стригут купоны с творчества предков, раз сами творить не способны. Но скорее всего дело в том, что правообладатели авторских прав относятся к идеологическому сектору деятельности государства, которому они нужны для манипулирования сознанием населения. Вот и возникла идея повысить оплату верноподданных идеологов. Про "технарей-изобретателей" - чернорабочих технического прогресса - даже не вспомнили. Кстати, при Советской власти, когда изобретения объявили всенародным достоянием, объекты авторского права остались без изменения их статуса. А ведь если (мысленно) из человеческого обихода вычеркнуть те 30 миллионов изобретений, которые наработаны за период существования патентного права, то как будет выглядеть цивилизация? А выглядеть она будет в виде холодной тёмной пещеры, в которой потихоньку скулят "золотые голоса". Думается, что воспринимать "рок-культуру"лучше после того, как принята оборудованная по последнему слову техники тёплая ванна.
Можно сетовать на несправедливость законов, но выполнять-то их надо, чего не скажешь о Правительстве нашего города. За 300-летнюю историю в городе созданы произведения градостроительства и архитектуры, основная часто которых в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" {далее - Закон) являются общественным достоянием. Сегодня эти шедевры искажены уличной рекламой наносящей ущерб чести и достоинству авторов, что недопустимо в соответствии со ст.15 Закона. В метрополитене - честь и достоинство авторов попраны ещё более жестоко. Балюстрады эскалаторов испорчены установленными на них аляповатыми рекламными железками, не только разрушающими интерьер, но и затрудняющими вентиляцию в подземном тоннеле. В свете того, что первая очередь метро (от Автово до площади Восстания) готовится к постановке на госучёт как историко-архитектурный памятник, то руководство метрополитена за свои деяния тянет на ст.243 УК РФ - 5 лет лишения свободы за повреждение памятника истории и культуры, К сожалению, Закон не предусматривает жестких санкций к разрушителям эстетических достоинств объектов авторского права. Но идея торговать изображениями некоторых произведений не возникла бы у чиновников, почитай они ст.28 Закона. Кстати, в числе предполагаемых к продаже изображений - Ангел с крестом, установленный на Александровской колонне. Он выполнен Б.И. Орловским в 30-е годы XIX века и считается перешедшим в общественное достояние. Впрочем, можно Закон и не читать. Достаточно быть в ладу со здравым смыслом. Наш Город давно уже является общественным достоянием не только его жителей, но и всей России.
В.Ф.Гумен начальник патентной службы НИИТелевидения