Перепечатка из: "БИЗНЕС ЖУРНАЛ" N9 (в рамках развития предложения Патентного поверенного Данилиной Е.А. См. PS/ в рассылке Патентоведам 318)
Одним из основных сюжетов недавнего времени стали заявления Председателя Правительства России Михаила Касьянова о необходимости защиты интеллектуальной собственности - иными словами, об очередном ужесточении пока не особо результативной борьбы с пиратством. По мнению Премьера, "в этой сфере необходима воспитательная роль в сочетании с активной работой правоохранительных органов". Заметим, что, согласно мировой практике, "воспитательная роль" в борьбе с пиратством обычно помогает не слишком - намного лучше работает внятное и действенное законодательство.
Все проводившиеся до сего момента в России акции, вроде публичного обмена пиратских кассет на лицензионные, никоим образом на повышение общественной сознательности не повлияли: как были Горбушка и Митино одними из главных московских достопримечательностей, так и остались. За пределами столицы потребители совершенно искренне не понимают, зачем им легальная видеокассета за 150 рублей, когда за углом ее можно купить за 50, а назавтра обменять на новую с доплатой в 10 рублей. Вся эта индустрия развлечений а la Russe функционировала и продолжает функционировать параллельно с государством, нигде с ним не пересекаясь и никаких налогов и авторских отчислений, разумеется, не платя. Ситуация плоха еще и тем, что потенциально огромный и крайне привлекательный для малого и среднего бизнеса рынок является практически стопроцентно "черным" - там, где бизнес живет не по государственным законам, он существует в основном "по понятиям".
После заседания Кабинета министров 3 октября выяснилось, что чиновники по-прежнему намерены защищать интеллектуальную собственность при помощи бульдозеров. Как заявил журналистам глава Минпечати Михаил Лесин, Правительство приняло решение о ликвидации рынков и торговых лотков, торгующих пиратской аудио- и видеопродукцией. Любопытно, сосчитали ли министры, сколько раз Горбушку "победоносно закрывали навсегда"?.. Лесин добавил, впрочем, что сносом ларьков дело не ограничится: принято решение о создании правительственной комиссии по защите интеллектуальной собственности и авторских прав, которую возглавит премьер-министр Михаил Касьянов. "Задачей комиссии станет поэтапная выработка мер, регулирующих вопросы, связанные с авторскими правами", - сказал Лесин. Кроме того, отметил министр, предполагается усовершенствовать законодательство. "Надеемся, что Госдума в ближайшее время рассмотрит поправки в закон "Об авторских и смежных правах", с тем чтобы "более эффективно отстаивать права авторов", - подчеркнул он.
Министр печати добавил также, что будет выработан комплекс мер "по определению легальности" аудио-, видео- и компьютерной продукции. "Мы уйдем от марок и защитных голограмм, доказавших свою неэффективность", - отметил Лесин. С марками ситуация, на самом деле, трагикомическая: во всех подземных переходах Москвы продаются пиратские сборники программ и нелегальные "русские версии, озвученные профессиональными актерами", на которых красуются наклейки с надписью: "оригинальная продукция".
Лесин заявил также, что Правительство намеревается изучить и вопрос о защите прав российских промышленников. Последнее представляется совершенно излишним: мало для кого является секретом, что множество заводов печатает в одну смену "официальную" продукцию, а во вторую и третью - "не совсем официальную". Чтобы, значит, мощности не простаивали.
Одна из причин неожиданной озабоченности Правительства судьбой интеллектуальной собственности в России - подготовка к возможному вступлению в ВТО. В эту организацию крайне неохотно принимают страны, где, как в нашем случае, уровень пиратства колеблется, по разным оценкам, между 85% и 90% от всей реализуемой в стране мультимедийной продукции.
Лесин, однако, добавил, что "при окончательном формировании концепции защиты авторских прав Правительство будет учитывать мнение как производителей, так и потребителей и авторов". Крайне любопытно, каким образом кабинет министров собирается выстроить работающую концепцию, учитывая при этом три группы никак не пересекающихся между собой интересов? Особенно интересно получается с российскими потребителями, которые вот уже лет десять, имея возможность выбора, продолжают упорно покупать пиратское, в чем и заключается их единственный "интерес".