Транслирую (не изменяя ни одного слова :-) интервью с руководителем Дирекции юбилейных торжеств Алексеем Шустовым,опубликованное 7-13 октября 2002 года в газете "Предприниматель Петербурга" N34 (Беседовала корреспондент Елена Бакакина)

"Медный всадник" не просто символ. Это еще и товарный знак!

А значит, предпринимателям, пожелавшим украсить торговые залы своих магазинов, товар, упаковку или ценники его изображением, придется раскошелиться.

Зарегистрировали, чтобы защитить.

- Почему предприниматели за использование изображений исторических символов теперь должны платить деньги?

- 18 апреля 2001 года губернатор города подписал Распоряжение № 92-ра "Об официальной эмблеме-символе и знаках сопугствующей атрибутики празднования 300-летия Петербурга и порядке их использования". Этим документом определяется, что эмблемой-символом празднования становится синий абрис с изображением контура Петропавловской крепости и со словами: "Санкт-Петербург - 1703-2003". Автор эмблемы - дизайнер Василий Шишкин передал имущественные права на неё администрации города, а администрация, в свою очередь, - ГУП "Дирекция юбилейных торжеств".

В распоряжении губернатора также сказано, что в качестве атрибутики празднования используются изображения исторических символов Петербурга, предусмотренных его Уставом. Это - "Медный всадник", кораблик на шпиле Адмиралтейства и ангел на шпиле Петропавловского собора.

Чтобы защитить эти символы от применения в неподобающих местах, было решено зарегистрировать их в качестве товарных знаков. Еще в прошлом году заявки на регистрацию перечисленных четырех символов были поданы в Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Но только летом этого года были выданы свидетельства о регистрации в качестве товарных знаков "Медного всадника" и кораблика. Думаю, в ближайшее время будут получены свидетельства и на другие два символа - на ангела и эмблему. Мы имеем право разрешать или не разрешать хозяйствующим субъектам использовать эти изображения, продавая право на это".

Товар с символикой будем продвигать всем миром.

- Предприниматели, занятые в сфере торговли, жаловались нам на то, что очень мало товаров с юбилейной символикой, которые могли бы удовлетворить и потребительский спрос, и повысить обороты торговли. Не связано ли это с высокой платой за использование юбилейной символики производителями?

- Не думаю. Дело скорее не в высокой плате, а в слабой инициативности бизнесменов. Лишь месяц назад мы объявили о регистрации в качестве товарных знаков двух исторических символов. Всю предыдущую историю - 299 пет - никому ни за что не надо было платить. Так кто же им мешал производить товары с городской символикой? Кстати, те, кто начал такое производство до регистрации наших прав, смогут продолжать пользоваться символикой бесплатно

- Сколько нужно платить за использование символов?

- Пока определена конкретная плата за право использования только эмблемы-символа. Производители, если захотят, например, разместить эмблему на упаковке продукции, должны перечислить в Дирекцию пер-воначальный разовый взнос $1000 в рублевом эквиваленте. Кроме того, они обязаны будут производить оплату с каждой единицы товара, промаркированного эмблемой, - 0,7% от отпускной цены, а для алкогольных напитков и табачной продукции - 1%. За вывески с эмблемой в торговых организациях была установлена плата в размере от $50 до $500 в зависимости от размера, местоположения и социальной значимости предприятия. С января до июля было заключено около 30 договоров с производителями в основном сувенирной продукции и с несколькими торговыми организациями - преимущественно рынками. Так, на Мальцевском рынке сейчас висит огромный транспарант с эмблемой.

- Увы, не многие захотели приобрести право на использование эмблемы...

- После моего назначения в Дирекцию мы с коллегами стали думать, как привлечь побольше бизнесменов. Для этого нам надо помочь предпринимателям увеличивать прибыль при использовании эмблемы. И решили, что средства, полученные от продажи эмблемы, будут направляться на реконструкцию мемориальных досок, а в перспективе - городских памятников, находящихся в ведении Музея городской скульптуры. Об этом мы активно начали рассказывать петербуржцам с надеждой, что они сделают выбор в пользу товара, промаркированного городской эмблемой. Ведь они поймут, что часть денег, которые они заплатят, пойдет на благое дело, а это - выгодно.

- Не подорожают ли товары на те самые 0,7% или 1% из-за того, что предпринимателям придется потратиться на эмблему?

- Сейчас мы с производителями заключаем договоры, по которым продукция, отмеченная эмблемой, не должна быть дороже, чем не отмеченная ею. В этом случае для потребителя его благотворительность ничего стоить не будет. Да и предприниматели не будут ущемлены, ведь таким образом создается реклама их товаров.

- А как вы будете стимулировать использование эмблемы торговыми организациями?

- Магазины теперь смогут бесплатно размещать эмблему в оформлении торговых залов, ценников и т.д. Правда, на определенных условиях. Торговые организации должны будут участвовать, не без нашей помощи, в продвижении товара, помеченного юбилейной эмблемой. Таким образом, все мы - дирекция юбилейных торжеств, производители, продавцы, - оказываемся заинтересованными в увеличении объемов продаж продукции с символикой. Следовательно, участие в нашей акции дает конкурентное преимущество производителям и торговым организациям. А выиграет, в конечном счете, город. У него появятся дополнительные средства на реставрацию памятников.

Будет и строгий контроль.

- Многое зависит от сознательности предпринимателей. Разве уследишь, все ли магазины будут рекламировать "нужный" товар, используя при этом эмблему города?

- А почему нет? Мы планируем договориться со всеми контролирующими органами, которые сегодня проверяют торговые организации. Если мы хотим добиться поступления средств, то должны строго контролировать использование эмблемы. Более того, нами уже составлено два акта о нарушении торговыми организациями нашего права на товарный знак.

- А какие наказания ждут предпринимателей, нарушающих это ваше право?

- От административной до уголовной ответственности за несоблюдение соглашений по использованию символики. Это может быть и взыскание убытков, и более серьезное наказание.

Платить придется всем, но разные суммы.

- Итак, с использованием эмблемы предстоящего юбилея ясно. А что с историческими символами города, зарегистрированными в качестве товарных знаков?

- Мы установили льготный порядок регистрации права на использование исторических символов для тех, кто применял их раньше - до регистрации в качестве товарных знаков. С момента получения Дирекцией юбилейных торжеств свидетельств, предприниматели, использующие изображения "Медного всадника", ангела и пр. без нашего разрешения, оказываются вне правового поля. Чтобы этого не было, сведения о таких предприятиях должны быть внесены в наше свидетельство. Этим занимается Роспатент. Государственная пошлина за внесение изменений в документы о регистрации составляет 300 рублей. Будет неправильно, если за это станет платить наш ГУП. Поэтому мы и предлагаем фирмам заплатить такую символическую сумму.

- Что должны делать те, кто раньше не использовал изображения "Медного всадника", ангела Петропавловки и кораблика Адмиралтейства, а теперь пожелал это сделать?

- Им придется перевести в Дирекцию определенную сумму.

- Какую именно?

- Отраслевые комитеты администрации города сейчас разрабатывают положение о расценках на право использования изображений символов. Думаю, что пока с этим спешить не нужно. Пусть предприниматели решат, хотят ли они покупать такое право. По крайней. мере, заявок от предпринимателей, пожелавших вновь использовать изображения символов, у нас пока немного.

- Возможно, заявок нет по причине отсутствия чётких цен?

- Да, возможно. Однако использование исторических символов - дело перспективное, не ограниченное рамками празднования. И в будущем, чтобы использовать эти символы, придется платить.

- Плата за использование исторических символов будет происходить по той же схеме, что и плата за эмблему?

- Не исключаю этого, но возможны и варианты. Например, предприниматель делает стартовый взнос, а потом ежегодно отчисляет определенную сумму.

- Можно ли надеяться, что даже самым маленьким магазинчикам будет под силу купить право украсить свой зал историческими символами родного города?

- Конечно! Мы к каждому будем подходить дифференцированно, создав гибкую систему оплаты, чтобы у всех были равные возможности. Ведь наша цель - сделать Петербург красивым.

ГОЛОС МАЛОГО БИЗНЕСА:

Андрей Чернявский, директор 000 "Астро": - Я очень люблю свой город, и мне было бы приятно на нашей продукции видеть его символы. Тем более теперь, когда я знаю, что заплаченные мною деньги пойдут на реставрацию памятников города. Правда, я считаю, что не каждый должен иметь на это право: символы города должны быть изображены только на качественной продукции. А если я знаю,'что эта колбаса невкусная, но увижу на ее этикетке изображение "Медного всадника", мне это будет неприятно.

Виктор Полевский, директор торгового комплекса: - Мы бы с удовольствием украсили наше предприятие изображениями исторических символов Петербурга или эмблемой празднования, если бы нам не пришлось за это платить. Думаю, что нелишне напоминать горожанам о предстоящем юбилее и создавать у них ощущение праздника. Что касается проведения акций по продвижению товара, промаркированного юбилейной символикой, у нас есть опыт подобной работы. Мы часто проводим акции по продвижению товаров таких компаний, как Пепси-кола, Кока-кола и пр. Повесить транспаранты, флаги - всегда пожалуйста. Лишь бы это были не наклейки! Удалить их потом - большой труд...

Елена Смирнова, директор продуктового магазина: - Мы бы с удовольствием разместили в наших торговых залах изображения "Медного всадника", ангела или кораблика. Наиболее удобной формой оплаты мне кажется единовременный взнос. Платить ежемесячно или ежегодно не хочется, ведь никто не знает, что ждет нас завтра. Если плата окажется слишком высокой, то, пожалуй, мы к юбилею украсим наш магазин изображением других видов Петербурга-Исаакия, Зимнего дворца, ростральных колонн... У нас очень красивый город!

PS/1 Голос патентоведов Санкт-Петербурга - пока не слышен. Вернее так: письменные отклики патентоведов на сообщения от 16 сентября (Рассылка N285) носят скорее непечатный (нежели информативный) характер в адрес инициаторов РАСПОРЯЖЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА от 18 апреля 2001 года N92-ра "Об официальной эмблеме-символе и знаках сопутствующей атрибутики празднования 300-летия Санкт-Петербурга и порядке их использования") (См. на сайте http://www.spb300.com/symb.shtml)

PS/2 Вышеприведённое интервью с с руководителем Дирекции юбилейных торжеств Алексеем Шустовым свидетельствует либо о том, что А.Шустов никогда не встречался с настоящим патентоведом, либо - что злодеи-журналисты как всегда исказили слова и мудрые замыслы Администрации Санкт-Петербурга.

PS/3 А кто может назвать номера свидетельств о регистрации упомянутых в интервью товарных знаков и продемонстрировать поданные на регистрацию изобразительные элементы (МЕДНЫЙ ВСАДНИК, АНГЕЛ, КОРАБЛИК) ???

PS/4 Ну кто же из патентных поверенных в конце концов скажет доброе слово в адрес Администрации и объяснит истинный замысел организаторов продажи символики, или - расскажет, как надо всё делать грамотно???

Обещаю транслировать в сеть не изменяя ни одного слова :-)
Hosted by uCoz