Калифорнийская антивирусная компания McAfee.com в понедельник объявила о том, что она получила патент на свой онлайновый способ доставки и обслуживания программного обеспечения, основанный на подписке.
В отличие от конкурентов, которые высылают коробочный софт через обычную доставку, McAfee снабжает своих клиентов антивирусами и утилитами управления компьютером только через Интернет. При этом техническое обслуживание и поддержка установленного на компьютерах подписчиков ПО производятся дистанционно с веб-сайта компании.
Патент защищает технологию, которую изобретатель McAfee Срайватс Сэмпат называет "секретная приправа", а также основанную на подписке бизнес-модель компании. Заявка была подана в 1998 году, а зарегистрирован патент 24 июля 2001 года.
Сэмпат является президентом и исполнительным директором McAfee. Он считает, что распространению ПО через веб-сервисы принадлежит будущее. Патент он рассматривает как средство защитить свои инвестиции.
Независимые специалисты полагают, что способ действительно перспективен. Пока что никто, кроме McAfee, не использует онлайновый сервис в таком виде, однако это вопрос времени. Microsoft и некоторые другие разработчики ПО уже тестируют системы подписки вместо одноразовой оплаты продукта. Теперь так называемым ASP-компаниям (application service provider), которые захотят заняться онлайновым обслуживанием ПО на основе подписки, придется быть осторожными, чтобы не нарушить патент McAfee. Особенно это относится к сфере безопасности и управления компьютером.
McAfee не сообщает, будет ли прибегать к судебным преследованиям в случае нарушения патента. Однако Сэмпат отметил, что компания не оставит нарушения без внимания. Сейчас фирма имеет более 1 миллиона подписчиков, 30 процентов которых - за пределами США.
#################
Американские законодатели решили, наконец, упорядочить распространение музыки в Интернете. В конце прошлой недели Конгресс представил специальный законопроект "О конкуренции в распространении музыки через Интернет" (Music Online Competition Act - MOCA).
Как показала жизнь, существующего закона об авторском праве оказалось недостаточно, поэтому MOCA призван расширить его. Онлайновые музыкальные сервисы смогут легче организовывать свой бизнес так, чтобы не входить в конфликт с ведущими звукозаписывающими компаниями.
Законопроект предполагает упростить систему авторских отчислений, а требования по распространению музыки веб-вещателями приблизить к требованиям для обычной трансляции. Закон также продвигает недискриминационные музыкальные лицензии. По словам одного из конгрессменов, представивших MOCA, законопроект разработан, чтобы поощрять онлайновое распространение музыки по более низким ценам.
Авторы законопроекта, республиканец Крис Кэннон и демократ Рик Бучер, также высказывают опасение по поводу возможности монополизации рынка онлайновой музыки. Если такие компании, как MusicNet и конкурирующая с ней Pressplay, применят взаимное лицензирование, то они будут контролировать 80 процентов рынка. По этому поводу Департамент юстиции в понедельник начал расследование против данных компаний. Чтобы воспрепятствовать монополизации, новый закон будет требовать от держателей авторских прав открытости в предоставлении лицензий для дистрибьюторов. Однако лицензирование музыкальных произведений не будет обязательным.
Кроме того, законопроект снимает с сервисов и пользователей ограничения на хранение копий песен на серверах и личных жестких дисках. Продавцы смогут предоставлять клиентам возможность прослушивать музыку в онлайне в необходимых количествах, как в обычном офлайновым магазине.
Интернет-общественность приветствовала MOCA, в то время как Американская ассоциация индустрии звукозаписи ( RIAA) осталась им недовольна. RIAA предпочитает правительственное регулирование данного рынка.
Один из авторов законопроекта, сенатор-демократ от штата Вирджиния Рик Бучер, является активным сторонником расширения закона об авторских правах для адаптации его к цифровым технологиям. В прошлом году сенатор представлял законопроект, разрешающий владельцам лицензионных музыкальных дисков делать с них копии и хранить их в Сети (то, чем занималась MP3.com).
Сенатор Бучер также настаивал на том, чтобы в Digital Millennium Copyright Act (DMCA) были внесены изменения, которые легализовали бы взлом защиты в некоторых "допустимых" случаях - например, в исследовательских целях.
Бучер отреагировал и на историю с Дмитрием Скляровым, которому вроде бы все сочувствуют, но никто ничего не может поделать с уже запущенной судебной машиной. Бучер предложил внести изменения в те части DMCA, которые нарушил Скляров. Однако этот процесс, очевидно, затянется из-за возражений других сенаторов.
#################
В понедельник, после непродолжительного судебного заседания российский программист Дмитрий Скляров, арестованный в США 16 июля, был отпущен на свободу до суда под залог в 50 тысяч долларов.
Как сообщил "Нетоскопу" глава "Элкомсофта" Александр Каталов, залог за Дмитрия внесла компания "Элкомсофт" (ранее в СМИ появились сообщения о том, что залог за Дмитрия будет внесен чуть ли не самой фирмой Adobe).
В настоящий момент передвижения Склярова ограничены пределами Северной Калифорнии.
"В течение 20 дней будет предъявлено обвинение, - рассказал также Александр Каталов. - Если оно все-таки будет предъявлено, то потом начнется так называемый "большой суд". Он вполне может продолжаться полгода. Потом могут быть две инстанции аппеляций - в суде штата Калифорния и в Верховном Суде США. Дело Циммермана, если не ошибаюсь, длилось 3 года".
Что же касается суда, рассматривавшего вопрос об освобождении Склярова под залог, то заседание длилось недолго, поскольку адвокату Джозефу Бертону, удалось договориться с обвинителями заранее.
Российский гражданин предстал перед судом и собравшимися его поддержать людьми в оранжевой арестантской робе, сообщает "Компьютерра". Поэтому из здания суда он не был сразу отпущен на улицу, а был отправлен назад, в тюрьму Сан-Хосе, для сбора вещей.
Как передает Reuters, на залоговых слушаниях Скляров выглядел очень усталым. Дмитрий был передан на поруки проживающему в Калифорнии Сергею Осокину и будет жить неподалеку от городка Купертино.
Небольшая группа поддержки находилась в здании суда. Еще около 50 человек громко протестовали против ареста Дмитрия и выражали надежду на то, что в ходе судебного процесса над ним будет создан судебный прецедент, благодаря которому власти будут вынуждены пересмотреть Digital Millennium Copyright Act (DMCA).
Представители Electronic Frontier Foundation очень надеются, что Скляров не сбежит до суда домой, поскольку они рассчитывают сделать из дела Склярова показательный суд, выведя на чистую воду всю абсурдность и антиконституционность DMCA, предусматривающего наказание за взламывание электронных систем защиты авторских прав и ставящего, таким образом, под сомнение деятельность любого программиста, работающего с электронными системами криптования.
################# В среду журнал New Scientist сообщил о секретных экспериментах Sony по внедрению новой защиты от копирования лицензионных музыкальных компакт-дисков.
Технология под названием "Cactus" разработана израильской фирмой Midbar Tech. В запись на лицензионных дисках подмешивается некий сигнал, который не воспроизводится CD-плеером, а пишущим устройством воспринимается как музыка. В результате копии, сделанные на компьютерных пишущих дисководах (CD-райтерах) и устройствах копирования с диска на диск (CD-to-CD), воспроизводят музыку с большими помехами. При этом помехи могут иметь резкие волновые фронты, которые способны вывести из строя акустическую систему.
Технические детали Midbar Tech не раскрывает, однако New Scientist раскопал патент, выданный на данную технологию (US 6208598). Принцип был позаимствован у калифорнийской фирмы Macrovision и несколько расширен. В основе концепции Macrovision SafeAudio лежит тот факт, что некоторые устройства записи CD воспринимают цифровую информацию не совсем так, как средства воспроизведения. В оригинал можно ввести ошибку, которая сглаживается плеером, а CD-райтером не корректируется. Запись в таком случае вообще невозможна. Однако SafeAudio не срабатывает на домашних CD-копировщиках.
Midbar Tech уверяет, что устранила этот недостаток. Оригиналы "Кактуса" можно копировать на чем угодно, но воспроизводить копии будет проблематично и даже опасно. Как известно, на CD размещаются данные двух типов - оцифрованная музыка и контрольная (служебная) информация, помечаемая специальным флагом. В данной защите небольшие фрагменты музыки заменяются на фальшивую контрольную информацию. Плеер ее пропускает, заполняя промежуток усредненным сигналом. Из-за краткости фрагментов на слух это почти не заметно. А вот стандартный CD-райтер эти фальшивые контрольные данные воспринимает как музыку и сопровождает на копии соответствующим флагом. В результате цифроаналогового преобразования таких данных получается акустический мусор, который может содержать броски, опасные для аппаратуры.
Sony уже провела секретное тестирование "Кактуса", тайно продав несколько тысяч таких CD в Чехии и Словакии. В результате не было зарегистрировано выходов из строя акустического оборудования. В принципе, по заверениям Sony, разрушительный эффект в ее планы не входил.
Согласно потребительскому законодательству большинства стран, компании звукозаписи обязаны будут писать о наличии данной защиты на продаваемых дисках. Уверения, что она почти совсем не влияет на качество записи, вряд ли будут убедительны для большинства пользователей. Это похоже на химические добавки в пищевые продукты. Все знают, что они в принципе безвредны, но покупать такие продукты не слишком хотят.