Роспатенту показалось мало "иного введения в хозяйственный оборот зарегистрированного товарногоь знака". Как бы попытка конкретизации формулировок 19.12.01 не вышла боком! (Например, интернетчики могут ответить "белым по белому") Новые поправки к 4-й статье вносить придётся?

А пока...

На 19 декабря 2001 г. в Государственной Думе РФ назначено рассмотрение во втором чтении поправки к 4-й статье федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Если эта поправка будет принята и войдет в законодательную базу РФ, владельцы товарных знаков получат преимущество перед владельцами доменов даже в том случае, если товарный знак зарегистрирован уже после регистрации домена.

Поправка к закону, которая ущемляет интересы владельцев доменов, выглядит следующим образом: пункт 4. статьи 4. дополнить абзацем вторым следующего содержания: "Нарушением прав владельца товарного знака также признается несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет, в том числе в наименовании домена, если вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте".

В случае принятия поправки владельцы доменов окажутся перед угрозой, которая в международной юридической практике получила название "обратного захвата домена". Станет довольно просто отобрать по суду «раскрученное» доменное имя. Зарегистрировав в Роспатенте обозначение, сходное или идентичное зарегистрированному доменному имени в качестве товарного знака и обратившись в суд, будет возможно отобрать домен у его владельца, несмотря на то, что на его продвижение были затрачены средства и силы. Более того, самого владельца домена, созвучного с новоявленным товарным знаком, можно будет привлечь к уголовной ответственности.

Причины возникновения доменных споров в России те же, что и в большинстве других стран – неурегулированность вопроса соотнесения товарного знака и доменного имени. Правила регистрации доменов в РФ в соответствии со сложившейся мировой практикой построены по принципу "first come first served" (первому обратившемуся). В определенный момент владелец товарного знака обнаруживает, что соответствующий домен занят и оказывается перед выбором: обратиться в суд с иском, или вести переговоры с администратором о приобретении домена.

Обобщая решения по судебным делам, основанным на товарных знаках, можно сказать, что владельцам товарных знаков удается запретить использование доменов, сходных с товарными знаками до степени смешения. Истцы не только добиваются прекращения использования домена, но и получают право его администрирования.

По мнению юристов РосНИИРОС, принятие поправки к закону о товарных знаках в том виде, в каком она рассматривается в Государственной Думе, повлечет целый ряд негативных последствий. Во-первых, домены, зарегистрированные добросовестными администраторами, станет возможно отобрать, если администратор не зарегистрирует их в качестве товарных знаков. Во-вторых, чтобы избежать такой ситуации, желающие зарегистрировать домен вынуждены будут регистрировать в Роспатенте соответствующий товарный знак, что повлечет за собой существенное удорожание процесса регистрации доменов (необходимо оплатить пошлины, услуги патентных поверенных и юристов). И самое главное, регистратура домена RU - РосНИИРОС – будет вынуждена приостановить регистрацию на время, в течение которого будет разрабатываться новый регламент, учитывающий ограничения на регистрацию, прописанные в новом законе. Это, безусловно, нарушит принцип, принятый во всем мире – заявительный порядок регистрации, увеличит длительность процесса регистрации доменных имен. Желающий зарегистрировать домен в зоне RU, по всей видимости, будет вынужден доказывать, что он регистрирует не «чужой» товарный знак, для чего ему потребуется обращаться в Роспатент.

Учитывая изложенные выше аргументы о возможности «отобрания» домена и усложнении процесса регистрации, теряет смысл сама регистрация доменного имени в зоне RU. Желающие будут уходить в другие «открытые» домены, а количество регистраций в национальном домене существенно сократится. Кроме того, поправка меняет сам статус доменного имени. Домен пока является самостоятельным объектом права. Новый закон поставит домен в разновидность «использования» товарного знака, что явно противоречит его общемировому статусу. К сожалению, в данном случае российские законодатели действуют по схеме: «хотели как лучше…».

Ситуация по разрешению доменных споров в России, сложившаяся в настоящее время, описана на сайтах РосНИИРОС (http://www.ripn.net/nic/dns/recomm/law2.html) и Регионального Сетевого Информационного Центра (http://info.nic.ru/domains/ru/dispute.html).

Причины возникновения доменных споров в России те же, что и в большинстве других стран - неурегулированность вопроса соотнесения товарного знака и доменного имени. Правила регистрации доменов в РФ в соответствии со сложившейся мировой практикой построены по принципу "first come first served" (первому обратившемуся). В определенный момент владелец товарного знака обнаруживает, что соответствующий домен занят и оказывается перед выбором: обратиться в суд с иском, или вести переговоры с администратором о приобретении домена.

Все споры, касающиеся доменных имен, основаны на законодательстве о товарных знаках, о недобросовестной конкуренции и о фирменных наименованиях. Судебная практика показывает, что чаще всего истцы опираются на законодательство о товарных знаках.

Обобщая решения по судебным делам, основанным на товарных знаках, можно сказать, что владельцам товарных знаков удается запретить использование доменов, сходных с товарными знаками до степени смешения. Истцы не только добиваются прекращения использования домена, но и получают права администрирования домена.

Нарушение прав на товарный знак имеет место в случае, если возможно использование домена при оказании услуг или производстве товаров, в отношении которых истцу обеспечивается соответствующая правовая защита. Согласно Закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации знак без разрешения его владельца.

Фирменное наименование, которое зарегистрировано в установленном порядке, является средством индивидуализации. Использование средств индивидуализации может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование. Следует иметь в виду, что фирменное наименование состоит из двух частей: произвольной, являющейся собственно наименованием юридического лица, и обязательной части, содержащей указание на организационно-правовую форму. Фирменное наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. Только в этом случае фирменное наименование считается зарегистрированным в установленном порядке и является средством индивидуализации истца.

Основной целью образования доменов в сети Интернет является отличие одной области информационного пространства от другой, а не формирование интереса к физическому или юридическому лицу. Домен не является ни средством индивидуализации юридического лица, ни средством индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, ни результатом интеллектуальной деятельности. Введение домена, сходного до степени смешения с каким-то товарным знаком, в хозяйственный оборот возможно лишь после регистрации домена и зависит от конкретного использования домена в хозяйственной деятельности ответчика

Администратор домена самостоятельно определяет порядок пользования домена, организацию, осуществляющую техническое сопровождение домена, организацию, через которую производится оплата работ по регистрации и перерегистрации домена. Администратор домена несет ответственность за выбор доменного имени, возможное нарушение прав на торговую марку, равно как и за конфликтные ситуации, возникающие при использовании доменного имени. Регистрация доменов в Российской Федерации осуществляется исходя из мировой практики на основании заявки. Все заявки рассматриваются на равных основаниях, независимо от того, от имени какого заявителя они поданы. Домен и право на администрирование домена не являются объектами купли-продажи.

Мировая практика показывает, что организации, осуществляющие регистрацию доменов, не привлекаются в качестве лиц, участвующих в спорах о доменных именах. Регистратор не уполномочен производить предварительную проверку заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам, в том числе объектам исключительных прав (средствам индивидуализации) и др. Исходя из рекомендаций WOIS, в случае необходимости по ходатайству заинтересованной стороны регистрирующая организация может предоставить суду достоверную информацию о регистрации доменного имени. Кроме того, в процессе рассмотрения спора может быть запрещена передача прав на домен, но только при соблюдении установленной законом процедуры - в случае направления заинтересованной стороной по делу соответствующего документа из суда в адрес регистрирующей организации.

В настоящее время для признания действий владельца домена (ответчика) правонарушением необходимо установить, что товарный знак и обозначения, сходные с ним до степени смешения, используются ответчиком при производстве тех товаров и оказании тех услуг, в отношении которых владельцу товарного знака (истцу) обеспечивается соответствующая правовая защита. При использовании после регистрации доменного адреса, сходного с товарным знаком, в отношении других товаров и услуг истец не имеет исключительных прав. Точно такие же права на домен имеют владельцы сходных товарных знаков в отношении товаров и услуг, указанных в их свидетельствах. Если домен не используется в хозяйственной деятельности, то права владельцев товарных знаков не являются нарушенными в отношении любых товаров и услуг. Суд устанавливает, нарушает ли владелец домена исключительное право истца на использование товарного знака, препятствует ли истцу в использовании его фирменного наименования и товарного знака в сети Интернет.

В мировой практике проблема доменных споров решена доскональным описанием всех возможных вариантов регистрации одноименных с товарным знаком доменов. Передача домена правообладателю товарного знака осуществляется только при соблюдении трех основополагающих моментов:

доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания; у ответчика нет прав или законных интересов в отношении доменного имени; доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.

Основываясь на отсутствии доказательств последнего пункта, WIPO (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) зачастую принимает решения в пользу владельца домена, а не владельца товарного знака.

В "Единых Правилах Рассмотрения Споров о Доменных Именах" (UDRP), действующих в зонах COM, ORG и NET, подробно рассматриваются намерения при регистрации и способы использования доменного имени, которые следует считать недобросовестными: обстоятельства, указывающие на то, что ответчик зарегистрировал доменное имя с целью продажи владельцу товарного знака (заявителю), или в целях помешать деятельности конкурента. Согласно тем же правилам, владелец домена (ответчик) может доказать свои права на домен, если он использовал домен до получения уведомления о споре для добросовестного предложения товаров и услуг, или ответчик широко известен по доменному имени, или ответчик законно и добросовестно использует доменное имя, без намерения извлечь коммерческую выгоду.

В настоящее время активно обсуждается возможность принятия в России процедур подобных UDRP. На сегодняшний день созданы два третейских суда, уполномоченные на разрешение доменных споров Третейский Суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернет (http://www.soi.ru/soi/63807/) и Третейский Суд при Ассоциации документальной электросвязи (http://www.rans.ru/court/), обратиться в которые можно, заключив предварительно соответствующее третейское соглашение (соглашение между спорящими сторонами о разрешении спора в одном из указанных судов) .

На сервере администратора домена RU - Российского НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС http://www.ripn.net:8080/nic/dns/recomm/law2.html) - даются следующие рекомендации по разрешению доменных споров. При возникновении споров о праве на владение доменного имени в зоне RU в первую очередь следует обращаться к администратору этого доменного имени. Сведения об администраторе и доменном имени, адресованные широкому кругу лиц, можно найти на сервере РосНИИРОС через службу Whois (http://www.ripn.net/nic/whois/index.html). Полная информация об администраторе домена, хранящаяся в базе данных доменных имен РосНИИРОС, может быть предоставлена только по запросам правоохранительных органов и суда в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Для разрешения возникшего спора в связи с использованием доменного имени в зоне RU РосНИИРОС рекомендует предпринимать следующие шаги:

Урегулировать спор между сторонами самостоятельно путем переговоров. Обратиться за помощью в организацию, специализирующуюся на оказании посреднических (юридических) услуг. Обратиться в Третейские суды, заключив предварительно соответствующее третейское соглашение (соглашение между спорящими сторонами о разрешении спора в одном из указанных судов). В случае нарушения законодательства о конкуренции или рекламе, обратиться в Министерство по антимонопольной политике РФ (департамент конкуренции и рекламы). В случае невозможности урегулирования спора указанными методами, обратиться для защиты ваших прав и законных интересов в суд общей юрисдикции или Арбитражный суд. Предварительно для правильного формулирования исковых требований рекомендуем внимательно ознакомиться с терминологией, используемой в Регламенте по регистрации доменных имен.

К сожалению, к помощи третейских судов пока никто не обратился. Российские владельцы товарных знаков предпочитают отстаивать свои интересы в судах общей юрисдикции или Арбитражном суде.

Hosted by uCoz