В обзоре номера "Российская газета" Четверг, 17 апреля 2003 г., No 74 (3188) на странице www.rg.ru/Anons/arc_2003/0417/5.shtm опубликована статья Ираиды Семеновой "Проще украсть брэнд, чем купить его" .

По просьбе трудящихся (патентоведов), обрывающих телефон, цитирую полностью, хотя не вижу ничего нового (кроме статистики :-) На мой взгляд - это всего лишь... очередное подтверждение надвигающегося краха "проверочной процедуры" регистрации товарного знака в Федеральном органе... Регистрировать можно всё и даже за большие деньги, но вопросы собственности должны решаться не там, где хочется..., а в суде или в МАП :-)

Далее сохранена терминология журналиста Ираиды Семеновой

"Плагиат чужих товарных знаков стал неотъемлемой чертой отечественных предпринимателей.

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства попыталось выяснить, как идут дела с защитой интеллектуальной собственности. Заседание коллегии ведомства обнаружило обширные знания трудов литературных классиков. Вперемежку с Антоном Чеховым цитировались высказывания тех или иных известных деятелей. Суть же сводилась к тому, что мировое сообщество напрасно опасается работать на российском рынке. Стоит только просвятить и научить жить по законам наших предпринимателей, как тем не будет равных.

Но по ходу дела выяснилось, что отечественные бизнесмены очень даже вооружены знаниями. Во всяком случае, у нас достаточно распространена практика регистрации на собственное имя чужого товарного знака. Первые такие попытки были зафиксированы восемь лет назад. Тогда некая производящая сигареты фирма зарегистрировала на свое имя известные в СССР марки сигарет "Опал", "Вега", "Стюардесса". На юридическом языке это называется использование исключительных прав другого лица. Однако это "лицо" не могло отстоять своих прав, поскольку к тому времени почило в бозе. Так что дела фирмы шли успешно. К тому же Закон о конкуренции на товарных рынках не предусматривал наказание за подобные деяния.

Первый опыт оказался заразительным. Специалисты МАП констатируют, что образовалась целая группировка компаний, специализирующихся на различных махинациях с регистрацией товарных знаков. При этом формально Закон не нарушается. Схема отработана до совершенства. Бизнесмены всего лишь выпускают товар с этикеткой, которая очень напоминает известную и зарекомендовавшую себя марку. Причем чаще всего - зарубежную. Оно и понятно. Пока собственник обнаружит плагиат, разберется, что к чему, пока раскрутится судебный маховик - дело уже сделано. Махинаторы успевают получить прибыль и зарегистрировать новый брэнд. При этом мизерно-смехотворный штраф их совершенно не пугает.

К примеру, на прилавках еще недавно можно было встретить отечественный алкогольный напиток "Мартуни", который легко спутать с итальянским "Мартини". Некий завод безалкогольной продукции, недолго думая, приклеил на свою продукцию этикетки, схожие до степени смешения с Coca-Cola, Fanta, Sprite.

В общем, к 1997 году доля дел, связанных с незаконным использованием чужих товарных знаков, возросла до 30 процентов от общего количества дел, которые рассматривались по статье 10 Закона о конкуренции. Ну а в прошлом году каждая вторая жалоба касалась по сути неприкрытого воровства брэндов.

Антимонопольное ведомство срочно решило исправить ситуацию и внесло новые поправки в закон о конкуренции на товарных рынках, которые были приняты Госдумой еще прошлой осенью. Теперь МАП может выносить решение "о признании действий по приобретению прав на товарный знак недобросовестной конкуренцией" и направлять дело в Роспатент. А последний будет вынужден признать регистрацию недействительной, "поскольку запрет недобросовестной конкуренции носит безусловный характер". А в июле ожидается серьезное ужесточение и штрафных санкций. Этим сейчас занимается Минюст. Специалисты ведомства полагают, что все это поможет преломить ситуацию уже в нынешнем году.

Однако эксперты не разделяют этого оптимизма. Очень может статься, что МАП погрязнет в судебных разбирательствах. Юристы и аналитики считают, что нужен отдельный закон, позволяющий регулировать отношения в области фирменных наименований. Уж очень щепетильное это дело. При этом они склоняются к увеличению сумм штрафов и рекомендуют отталкиваться не от МРОТов, а оборотов фирмы, укравшей чужое имя.

Основные тяжбы:

1. Незаконное использование товарных знаков. В 2002 году - 50 процентов дел. За последние годы статистика обращений возросла на 30 процентов.

2. Распространение недостоверных сведений о конкуренте. На протяжении лет количество таких дел колеблется от 30 до 20 процентов.

3. Введение потребителей в заблуждение. Доля этой категории дел снизилась с 54 до 20 процентов. "

Из той же оперы на близкую тему: "МАП и Роспатент разрабатывают проект закона о фирменных наименованиях http://www.sostav.ru/resurs/news/16.04.2003/gl5_html.php

МАП и Роспатент разрабатывают проект закона "О фирменных наименованиях". Об этом заявил замминистра МАП Андрей Кашеваров, выступая на заседании коллегии министерства.

По словам А.Кашеварова, необходимость разработки законопроекта вызвана существующей острой проблемой - столкновением прав на фирменное наименование с правами на товарный знак. Такая ситуация возникает, если одному лицу принадлежат права на обозначение как на средство индивидуализации товара, а у другого лица идентичное обозначение входит в фирменное наименование, пояснил замминистра.

А.Кашеваров полагает, что новый закон призван разрешить подобные коллизии и дать точное определение фирменных наименований. По его словам, разработку законопроекта в ведомствах планируется завершить до сентября текущего года.

Кроме того, министерство приняло решение в течение года заключить двухсторонние соглашения с МНС, ГТК и Роспатентом о взаимодействии и обмене информацией в части пресечения оборота контрафактной продукции.

Hosted by uCoz